Дисциплинарная ответственность за нарушение безопасности труда. Частные случаи квалификации действий как нарушение охраны труда. Какие штрафы предусмотрены в случае нарушения правил по охране труда в РФ

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1- настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

    постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

    актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

    приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

    свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

    свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

    трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    дополнительным соглашением к указанному договору;

    приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

    трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

    картами аттестации рабочего места по условиям труда;

    заключительным актом;

    списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Вывод

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

В статье Вы узнаете, какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда существуют для работников и лиц, ответственных за охрану труда в организации, приведены ссылки на законодательные акты, на основании которых возникает та или иная ответственность.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.(ст.209 ТК РФ).

  1. Правовые мероприятия: ведение документации в организации, заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров, принятие Правил внутреннего трудового распорядка, разработка инструкций и правил по охране труда и т.д.
  2. Социально-экономические: обязательное страхование работников, выплата всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  3. Организационно-технические: проведение специальной оценки условий труда, оптимизация и обучение персонала и т. д.
  4. Санитарно-гигиенические: обеспечение работников специальной одеждой и спецобувью, моющими средствами и т.д.
  5. Профилактические: спортивное оздоровление работников, проведение обязательных медицинских осмотров.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда изложены в ст.212 ТК РФ.
То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого работника-в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.
В статье 419 ТК РФ говорится, что в зависимости от характера и степени нарушений, работники организации, другие лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарная ответственность.
  • Материальная ответственность.
  • Гражданско-правовая ответственность.
  • Административная ответственность.
  • Уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

Виды дисциплинарных взысканий

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:
неоднократное нарушение требований охраны - за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе - увольнение(ч.5, ст.81 ТК РФ).
Однократное грубое нарушение требований охраны труда - ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю (ч.6 д, ст.81 ТК РФ)
При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Порядок применения дисциплинарных взысканий указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с работника. Работнику на письменное объяснение предоставляется три рабочих дня. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.
У дисциплинарной ответственности есть срок давности не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со совершения проступка. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.
Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие взыскания может быть произведено раньше по заявлению работника или его руководителя, представительного органа работников и оформляется приказом.

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового договора, либо подписать с работником дополнительное соглашение. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба организации он будет обязан его возместить.

Условия привлечения работников к материальной ответственности

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь работника к материальной ответственности, работник должен быть совершеннолетним и требуется соблюдение следующих условий:

  • действия работника должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Работник несет ответственность только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, - в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность – это один из видов юридической ответственности, представляющий собой установленные нормами права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом (юридическим или физическим) предусмотренных законодательством обязанностей, что связано с нарушением субъективных прав другого лица (работника).

Гражданско-правовая ответственность юридических лиц – работодателей (организаций) предусмотрена законодательными и нормативными актами, ТК РФ, Гражданским кодексом(ГК) РФ и специальными актами.

Материальная ответственность за вред , причиненный здоровью , предусматривается также в гражданско —правовых отношениях и регулируется главой 59 ГК РФ . При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход ), который он имел либо определенно мог иметь , а также дополнительно понесенные расходы , вызванные повреждением здоровья , в т . ч . расходы на лечение , дополнительное питание , приобретение лекарств , протезирование , посторонний уход , санаторно —курортное лечение , приобретение специальных транспортных средств , подготовку к др . профессии , если установлено , что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение .

Административная ответственность

Административная ответственность - это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Административная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда указана в статье 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»:

  • ответственность за нарушение законодательства об охране труда, в том числе ТК РФ (главы 34-37) предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей;
  • за не проведение или неправильного проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрен штраф для лиц, ответственных за охрану труда, а также для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей;
  • за доступ работника без специального обучения и проверки знаний по охране труда, а также без прохождения медосмотров предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей;
  • за доступ работника без средств индивидуальной защиты (СИЗ), штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – от 130 до 150 тыс. рублей;
  • за повторное нарушение выше указанных пунктов предусмотрен штраф для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб., либо отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет. Для ИП – штраф от 30 до 40 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Для юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.

Помимо данного состава имеются специальные нормы, которые уточняют ответственность в конкретных сферах деятельности, например ст. 9.2 (проектирование гидротехнических сооружений) или 9.3 (управление трактором и т. д.).

Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматриваются судами и уполномоченными органами государственной власти. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения своих обязанностей в деятельности при которой было совершено нарушение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда - это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) в части охраны труда и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания.
Уголовная ответственность может наступить в случае неумышленного причинения вреда здоровью человека, либо его смерти при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).
УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в:

  • ст. 143 «Нарушение правил охраны труда».
  • ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
  • ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».
  • ст. 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий».
  • ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

В статье 143 УК РФ предусмотрена ответственность в зависимости от тяжести происшествия: причинение по неосторожности; смерь 1 человека по неосторожности; смерь 2-х и более человек по неосторожности.
В этом случае лицо может понести один из видов наказания:

  • штраф до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, или
  • исправительные работы сроком до 2 лет, или
  • принудительные работы сроком до 1 года, или
  • лишение свободы на срок до 1 года, с возможностью (не обязательно) лишения права заниматься деятельностью сроком до 1 года.

Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ - все зависит от тяжести и характера нарушения.

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда характеризуется неоднозначной правоприменительной практикой. Но у провинившегося работодателя всегда есть шансы на вынесение судом оправдательного решения — изучим возможные условия такого исхода судебного процесса, а также то, какие процедуры могут этому предшествовать.

Когда наступает уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда?

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства в части исполнения требований по охране труда наступает, если (ст. 143 УК РФ):

1. Работодателем нарушены именно требования охраны труда.

Такие требования могут быть установлены как федеральными, так и региональными нормативными актами в разном статусе (закона, подзаконного акта, отраслевого норматива).

2. Требования по охране труда нарушены лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению.

3. Нарушение требований по охране труда привело:

  • к нанесению тяжкого вреда здоровью человека (в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 17.08.2007 № 522);
  • гибели человека.

Если нарушение норм охраны труда привело к нанесению тяжкого вреда здоровью человека, то виновное лицо наказывается (конкретная мера наказания устанавливается судом):

  • штрафом до 400 тыс. руб. либо до величины, соответствующей зарплате за 18 месяцев;
  • обязательными работами длительностью 180-240 часов;
  • исправительными работами сроком до 2 лет;
  • принудительными работами сроком до 1 года;
  • лишением свободы сроком до 1 года с дисквалификацией до 1 года или без нее.

Если нарушение привело к гибели человека, то виновное лицо наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Если нарушение привело к гибели 2 и более человек, то виновное лицо наказывается лишением свободы сроком до 4 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее.

Каков общий порядок применения статьи 143 УК РФ?

Применение правоохранительными и судебными органами норм ст. 143 УК РФ на практике предполагает проведение следующих процедур:

  • квалификации правонарушения (обособления от других преступлений либо принятия решения об оценке действий подозреваемого лица по совокупности правонарушений);
  • установления потерпевших;
  • установления подозреваемых;
  • определения состава преступления;
  • определения меры наказания либо установления оснований об освобождении обвиняемого от уголовной ответственности.

При этом в правоприменительной практике с трудом обнаруживаются общепринятые и универсальные подходы и принципы проведения 5 указанных процедур. Во многом это связано с тем, что нормы ст. 143 УК РФ носят фактически поверхностный характер. Их применение требует параллельного рассмотрения положений других статей УК РФ, федеральных законов, а также фактов из правоприменительной практики.

Попробуем, опираясь на различные корреспондирующие нормы и прецеденты, установить, какой логикой может руководствоваться правоохранительный орган, суд или иное заинтересованное лицо при ведении уголовных дел, связанных с нарушениями охраны труда.

Прежде всего, для того чтобы дать адекватную оценку деянию подозреваемого лица по ст. 143 УК РФ, правоохранительный орган должен корректно квалифицировать данное деяние.

Как осуществляется квалификация нарушения трудового законодательства по статье 143 УК РФ?

Один из распространенных в среде юристов способов квалификации преступлений — метод исключения. В данном случае такой метод предполагает, что деяние может быть квалифицировано по ст. 143 УК РФ, если оно не соответствует признакам, характеризующим, в частности:

  • халатность (признаки и меры наказания по ней определены ст. 293 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нарушение безопасности на предприятии (ст. 216 УК РФ);
  • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
  • лишение человека жизни по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

Квалификация деяния по ст. 143 УК РФ и любой другой (одной или нескольким) одновременно, если они конкурируют между собой, недопустима (постановление Кировского районного суда Иркутска от 14.07.2011 по делу № 1-266/2011).

При этом если выбор стоит между общей и специальной нормой УК РФ, то при квалификации деяний следует выбирать вторую (п. 3 ст. 17 УК РФ). Так, нарушение норм охраны труда может быть результатом злоупотребления полномочиями. Поэтому при конкуренции норм по ст. 285 и 143 УК РФ квалификация деяния будет осуществляться по ст. 143 УК РФ.

Правонарушения в сфере охраны труда следует принципиально разграничивать с иными уголовными деяниями работодателя, которые могут проявляться в ходе трудовых правоотношений. В их числе, к примеру, незаконный оборот персональных данных работника.

Смежные нарушения в трудовых правоотношениях: разглашение персональных данных

В УК РФ содержится сразу несколько статей, устанавливающих уголовную ответственность за разглашение персональных данных сотрудников работодателями. В их числе:

1. Ст. 137, устанавливающая наказание за вмешательство в частную жизнь.

За несанкционированные сбор и распространение любых данных о сотруднике должностное лицо работодателя может быть (если будет доказано использование им служебного положения):

  • оштрафовано на 100-300 тыс. рублей (либо на сумму дохода за 1-2 года);
  • дисквалифицировано на 2-5 лет;
  • принуждено к работам на срок до 4 лет (возможно, с дисквалификацией до 5 лет);
  • арестовано на 6 месяцев;
  • лишено свободы на срок до 4 лет с дисквалификацией до 5 лет.

2. Ст. 272 УК РФ, устанавливающая наказания за незаконный доступ к файлам.

В их числе те, что содержат персональные данные работника. Если работодатель получил доступ к ним с использованием служебного положения и это привело к блокированию, удалению, копированию либо изменению сведений, то по решению суда он может быть:

  • оштрафован на сумму до 500 тыс. руб. (либо зарплаты за 3 года) и дисквалифицирован на срок до 3 лет;
  • ограничен в свободе на срок до 4 лет;
  • принужден к работам либо лишен свободы на срок до 5 лет.

Правоохранительный орган вправе предъявить работодателю обвинение за действия, квалифицированные по совокупности деяний, которые предусмотрены указанными нормами УК РФ и ст. 143 УК РФ.

Однако во многих случаях вопрос заключается в обнаружении признаков правонарушения, характерных исключительно для деяний, предусмотренных ст. 143 УК РФ. Изучим их.

Каковы признаки деяния по статье 143 УК РФ?

К типичным признакам деяния, которое правомерно квалифицировать строго по ст. 143 УК РФ, можно отнести:

1. Совершение деяния субъектом, обязанным лишь выполнять требования по охране труда, а не разрабатывать и внедрять их на предприятии.

Если наоборот, то может устанавливаться факт халатности по ст. 293 УК РФ. Например, в случае если начальник отдела обязан был проинструктировать подчиненного по технике безопасности, но не сделал этого, после чего подчиненный получил травму.

2. Нахождение пострадавшего лица на территории работодателя либо выполнение данным лицом трудовых функций в момент инцидента.

Если пострадавшее лицо — не работник, то деяние подозреваемого лица может быть квалифицировано как нарушение безопасности на предприятии по ст. 216 УК РФ.

3. Наличие у субъекта, совершившего деяние, которое привело к инциденту, обязанностей по выполнению норм охраны труда.

Если таких обязанностей нет, то деяние лица, подозреваемого в совершении действий, которые привели к инциденту, может быть квалифицировано по ст. 109 и 118 УК РФ.

Кто признается потерпевшим по статье 143 УК РФ?

Во всех случаях — лицо, исполняющее на момент инцидента трудовую функцию. Факт выполнения пострадавшим лицом трудовой функции устанавливается:

1. Всегда, когда пострадавшее лицо в момент инцидента выполняло трудовую функцию по действующему трудовому договору.

Здесь всё очевидно и неоспоримо: ответственное лицо, допустившее деяние, вследствие которого пострадал человек, наказывается (при отсутствии прочих оснований полагать иное) по ст. 143 УК РФ, поскольку пострадавший являлся его коллегой по работе.

2. В случае если в момент инцидента пострадавший (определение Конституционного суда РФ от 19.05.2009 № 597-О-О):

  • выполнял работу по гражданско-правовому договору;
  • выполнял работу без заключения какого-либо договора.

Однако в обоих случаях требуется соблюдение условия: действия пострадавшего лица на момент инцидента должны обладать признаками, характеризующими трудовые отношения. К таким признакам можно отнести, к примеру:

  • договоренность между пострадавшим лицом и работодателем о согласии первого выполнять распоряжения второго в определенное время и месте (то есть в часы работы на территории предприятия);
  • согласие пострадавшего лица выполнять правила внутреннего распорядка работодателя;
  • получение пострадавшим лицом выплат на регулярной основе.

В свою очередь, при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ имеет значение и статус подозреваемого лица.

Кто признается подозреваемым в нарушении норм охраны труда?

Таковым признается:

1. Лицо, имеющее трудовой договор с работодателем, с которым, в свою очередь, пострадавший на момент инцидента находился в трудовых отношениях (либо приравненных к трудовым в соответствии с рассмотренными нами выше критериями).

Подозреваемое лицо может занимать должность (п. 3 постановления пленума ВС РФ от 23.04.1991 № 1):

  • руководителя фирмы, заместителя;
  • главного инженера;
  • главного специалиста.

Кроме того, подозреваемым может быть признан любой сотрудник, на которого в связи со служебным положением возложена (договором либо в силу локального норматива работодателя) обязанность по обеспечению требований в сфере охраны труда на конкретном участке работ.

Статус подозреваемого за деяние по ст. 143 УК РФ лицо, соответствующее какому-либо из указанных критериев, может получить, если оно:

  • не приняло мер, необходимых для устранения известного им нарушения требований по охране труда;
  • дало указания, выполнение которых предполагает нарушение требований по охране труда;
  • руководило работами, не обеспечивая при этом соблюдение требований по охране труда.

2. Лицо, ответственное за охрану труда и работающее на ИП, который имеет штат более 50 человек (и в соответствии со ст. 417 ТК РФ обязан учредить в фирме службу охраны труда).

3. ИП со штатом не более 50 человек, обязанный самостоятельно обеспечивать безопасность труда (ст. 22 ТК РФ).

Кроме того, любое подозреваемое лицо должно быть вменяемым и достигшим возраста, при котором возможно его уголовное преследование (ст. 19 УК РФ).

Юридический статус подозреваемого лица: установление и значимость при квалификации деяния

Следующий важный момент правоприменительной практики по ст. 143 УК РФ — определение юридического статуса подозреваемого лица.

Мы выяснили, что при квалификации деяния по ст. 143 УК РФ не имеет значения то, какой договор действовал на момент инцидента между пострадавшим и его работодателем (как и то, действовал ли такой договор вообще). Правомерно говорить и о том, что не имеют значения характеристики организационно-правовой формы работодателя. Он может быть ИП, юрлицом или даже физлицом, не зарегистрированным как ИП. Деяние работодателя (в лице ответственного сотрудника или работодателя-физлица при штате менее 50 человек как априори ответственного) квалифицируется по ст. 143 УК РФ.

Однако если правоохранительные органы установят, что по тем или иным причинам не могло сложиться таких условий, при которых на подозреваемого могли бы быть возложены обязанности по соблюдению норм охраны труда, то квалификация его деяния будет иной.

Например, если выяснится, что работодатель вел незаконную предпринимательскую деятельность (как физлицо, нанимающее людей неофициально и не уплачивающие налоги), то в этом случае, очевидно, обязанности по соблюдению норм охраны труда ни на кого не могут быть возложены. Действия подозреваемого, которые привели к инцидентам, могут быть квалифицированы уже по ст. 109 и 118 УК РФ. Кроме того, в отношении работодателя пострадавшего лица будут приняты санкции по ст. 171 УК РФ.

При установлении всех указанных признаков преступления правоохранительному органу нужно определить, имеет ли место его состав.

Как устанавливается состав преступления по статье 143 УК РФ?

Факт совершения деяния по ст. 143 УК РФ устанавливается, если:

1. Есть доказанная причинная связь между действиями подозреваемого лица и возникновением обстоятельств, которые привели к инциденту.

Факт отсутствия такой связи может устанавливаться, если, например, выяснилось, что инцидент связан с техническим сбоем оборудования, а не с отсутствием инструктажа по его безопасному использованию.

2. Нет оснований полагать, что инцидент, несмотря на исполнение подозреваемым лицом требований по охране труда, всё равно наступил бы.

Так, может оказаться, что ответственный сотрудник полностью обеспечил коллег средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и провел инструктаж по пользованию ими, но коллеги в силу собственной халатности пренебрегли использованием СИЗ, вследствие чего получили травмы.

3. Нет оснований полагать, что инцидент не связан с тем, что подозреваемое лицо нарушило правила безопасности.

Пример: сотруднику на химическом производстве не были выданы СИЗ от опасных веществ, а он получил травму вследствие падения с высоты из-за собственной неосторожности.

4. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо по объективным причинам не смогло выполнить требования по охране труда.

Пример: ответственное лицо договаривается с новым работником о необходимости явки на инструктаж, но тот не приходит туда, а направляется сразу на рабочее место и получает там травму.

5. Нет оснований полагать, что подозреваемое лицо предприняло всё зависящее от него для избежания инцидента.

Пример: начальник отстраняет от работы нетрезвого подчиненного, но тот, не послушавшись приказа, выходит на работу и получает там травму.

Как назначается наказание по статье 143 УК РФ?

И еще один важный момент правоприменительной практики — определение меры наказания виновной стороны по ст. 143 УК РФ.

Данная процедура характеризуется крайне низкой унификацией на всех уровнях судебной системы РФ. Но если рассматривать отдельные прецеденты, то можно обнаружить, что:

1. Самое, вероятно, мягкое наказание из тех, что предусмотрены ст. 143 УК РФ — в виде обязательных работ, — может быть применено к виновному лицу, если оно содействует раскрытию преступления (постановление президиума Тульского областного суда от 29.04.2014 по делу № 44у-70/14).

2. При установлении 2 и более виновных лиц в одном и том же преступлении возможно применение раздельных мер наказания, существенно различающихся по строгости, к каждому из них (приговор Рудничного районного суда города Кемерово от 10.05.2012 по делу № 10-3/2012).

3. Вполне возможно применение — на основании ст. 64 УК РФ — более мягкого наказания в сравнении с прописанным в ст. 143 УК РФ. Например, исходя из характеристик личности подсудимого, степени общественной опасности его деяния (приговор Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.07.2014 по делу № 1-199/2014).

Совершенно не исключено обнаружение судом или правоохранительными органами оснований для освобождения обвиняемого лица по ст. 143 УК РФ от наказания.

В каких случаях осуществляется освобождение от наказания?

Как правило, это связано:

1. С инициативой потерпевшего о примирении (в соответствии со ст. 76 УК РФ).

Обстоятельства здесь могут быть самыми разными: дружба между пострадавшим и потерпевшим, наличие у второго выгоды от неосуществления уголовного преследования первого (например, в виде возможности работать у данного работодателя на высокооплачиваемом рабочем месте), прочие личные причины.

2. По причине деятельного раскаяния потерпевшего (на основании ст. 75 УК РФ).

Применение такого основания возможно, если работодатель совершил преступление по ст. 143 УК РФ впервые. При этом ущерб, нанесенный потерпевшей стороне, должен быть компенсирован либо возмещен иным способом, который признан судом достаточным.

3. Иногда — с истечением срока давности правонарушения (в соответствии со ст. 78 УК РФ).

Такие факты могут быть связаны с необходимостью проведения ресурсоемкого расследования (например, требующего от правоохранительных органов длительных поездок на вертолете в отдаленный населенный пункт) по инцидентам с неинформативной доказательной базой.

Судом могут учитываться характеристики личности обвиняемого лица, его социальная роль. Например, если виновное лицо выполняет функции руководителя крупного предприятия, то в целях поддержания стабильности работы фирмы, создающей большое количество рабочих мест в регионе, ее директор (при наличии законных оснований) может быть оправдан.

Итоги

Уголовная ответственность за нарушения норм охраны труда установлена положениями ст. 143 УК РФ. Правоприменительная практика по данной статье неоднозначна. Ключевые задачи правоохранительных органов и судов при ведении дел по ней — это корректная квалификация преступления (с учетом наличия в УК РФ статей по схожим правонарушениям), установление статуса пострадавших и круга подозреваемых исходя из их трудовых обязанностей, определение состава преступления. Суды могут смягчать наказание за нарушения в сфере охраны труда либо оправдывать обвиняемых за помощь следствию и с учетом характеристик личностей подсудимых.

Узнать больше о применении уголовного законодательства в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

  • ;
  • .

Российское законодательство обеспечивает трудящимся определенные гарантии, в числе которых находится право на безопасность трудовой деятельности – и именно поэтому ответственность за нарушение охраны труда может иметь весьма тяжкий характер для любой из сторон взаимоотношений. При этом предполагается применение разнообразных видов ответственности за нарушение требований и правил охраны труда в зависимости от ряда факторов, которые также следует в обязательном порядке учитывать при осуществлении трудовых взаимоотношений.

Ответственность за нарушение охраны труда – нормативная база и законодательное регулирование

Основополагающие принципы защиты прав человека в России, в том числе и в трудовой сфере, обеспечиваются положениями Конституции РФ. Так, непосредственно вопросам обеспечения прав трудящихся посвящены положения следующих её статей:

  • Статья 7. Она закрепляет охрану человеческого труда и обеспечение всех необходимых социальных гарантий, связанных с рабочей деятельностью.
  • Статья 37. Её положения закрепляют основные права, связанные с трудом, в число которых входит фундаментальное право на осуществление работы в безопасных условиях.

Однако Конституция лишь закрепляет основополагающий фундамент прав человека в вопросах трудовых гарантий, а не обеспечивает непосредственного правового регулирования и четких механизмов внедрения методик защиты прав трудящихся на безопасность и ответственности за нарушение требований охраны труда. Таким образом сторонам трудовых взаимоотношений следует ознакомиться и с положениями следующих частей ТК РФ:

  • Ст. 21 регламентирует прямые обязанности и права трудящихся, в том числе право на безопасность и обязанность неукоснительно соблюдать установленные законодательно требования.
  • Ст. 22 устанавливает для работодателя его основные обязанности и права, в число которых включено требование соблюдения законодательных нормативов в сфере трудовой безопасности.
  • Ст. 76. Её принципы устанавливают возможную ответственность трудящегося и обязанность работодателя отстранять сотрудников от трудовой деятельности, если последние не прошли обязательный инструктаж по охране труда.
  • Раздел X. Главы и статьи ТК РФ, входящие в него, полностью посвящены вопросам охраны труда и практического её осуществления в процессе осуществления трудовых взаимоотношений.

Кроме этого также регламентирована охрана труда и отдельными федеральными законами:

  • ФЗ №10 от 12.01.1996. Данным законом регламентируется деятельность профсоюзов и их фактические права и обязанности в вопросах охраны труда и привлечения виновных в её нарушении лиц к ответственности.
  • ФЗ №125 от 24.07.1998. Этот закон фиксирует наличие у работников определенных гарантий и прав на получение компенсаций в случае нарушения правил охраны труда работодателем, в связи с которым он привлекается к ответственности.

На кого налагается ответственность за нарушение правил охраны труда

Нарушение правил охраны труда влечет за собой ответственность отдельных лиц. При этом привлекаться к ней могут все стороны трудовых взаимоотношений в зависимости от обстоятельств произошедшего нарушения. То есть, санкции могут налагаться на следующих лиц:


К ответственности трудящийся может быть привлечен не только за фактически повлекшее за собой какие-либо последствия нарушение. Он может быть подвергнут наказанию за общее несоблюдение нормативов охраны труда на предприятии, некорректное пользование средствами защиты, за отказ от прохождения инструктажей и медосмотров.


Помимо разделения ответственности по субъекту, который будет к ней привлекаться, следует также разделять и непосредственные виды ответственности за нарушение требований охраны труда. Так, в зависимости от обстоятельств к нарушителю могут применяться следующие разновидности ответственности:
  • . К таковой ответственности могут привлекаться лишь непосредственные сотрудники, а не работодатель. Данная ответственность полностью регламентируется положениями и принципами ТК РФ.
  • Административная. Данная ответственность налагается исключительно на работодателя – как физическое, так и юридическое лицо, если они нарушили правила обеспечения охраны труда, а данное нарушение невозможно отнести к уголовному преступлению. При этом юридическое обоснование в таковой ситуации обеспечивается положениями КоАП РФ.
  • Уголовная. В качестве преступления могут квалифицироваться отдельные случаи нарушения установленных законодательных требований в сфере безопасности труда. Привлекаться к ней могут лишь физические лица – трудящиеся, а также должностные лица. Правовое регулирование в данном случае обеспечивается нормативами УК РФ.
  • Данная ответственность применяется в ситуациях, когда одна из сторон трудовых взаимоотношений понесла в результате нарушения материальный ущерб. Виновная сторона обязана обеспечить возмещение такового ущерба в соответствии с требованиями законодательства. Регулируется таковая ответственность положениями ТК РФ и привлекаться к ней может любая сторона взаимоотношений.

Учитывая столь широкое разнообразие возможной ответственности за нарушение правил охраны труда, следует рассмотреть случаи её наступления, а также предусмотренные законодательно санкции более подробно.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности и последствий привлечения к ней работников обеспечивается положениями статьи ст. 192 ТК РФ и иных нормативов данного документа. Работодатель обязан доказать факт совершения работником нарушения, а также предоставить ему возможность объяснить свои действия. Ответственность дисциплинарного характера может быть следующей:

  • Наложение выговора или замечания.
  • Увольнение сотрудника.

При этом внутренние нормативные акты могут предусматривать особый порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий с трудящихся. Кроме этого, наличие дисциплинарных взысканий может являться полномерным основанием для лишения работника премии. В то же время штрафовать работника, отбирая у него часть зарплаты или обязательных выплат – незаконно.

В отдельных случаях, некоторые государственные ведомства могут предусматривать не только вышеозначенные виды дисциплинарных взысканий, но и иметь отдельные варианты воздействия на работников. Чаще всего это касается силовых структур. Так, в МВД в качестве дисциплинарных взысканий предусматривается также строгий выговор, понижение в должности и иные методики воздействия на служащих.

Кроме этого следует помнить, что если нарушение правил охраны труда работником выразилось в непрохождении им инструктажа или отказе от прохождения обязательного , то он должен быть отстранен от работы. При этом работодатель в любом случае обязан это сделать — отстранение является обязательной процедурой, в отличие от , применять которые к сотруднику работодатель не обязан. Само по себе отстранение от работы не является непосредственно способом для привлечения работника к ответственности, но несет за собой негативные последствия для трудящегося, так как на время отстранения он оказывается лишенным заработной платы.

Административная ответственность за нарушение правил охраны труда

Принципы применения административной ответственности в области трудового законодательства достаточно просты. В частности, нарушение требований охраны труда рассматривается отдельно – правовому регулированию этого вопроса посвящены положения статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размеры ответственности зависят от конкретного правонарушения и его обстоятельств и предусматривают:

  • Несоблюдение требований о проведении специальной оценки условий труда подразумевает привлечение работодателя к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей для ИП и должностных лиц, и от 60 до 80 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Неотстранение сотрудника при непрохождении им медосмотра или обязательного инструктажа по охране труда и допуск такового работника к трудовой деятельности караются штрафом от 15 до 25 тыс. рублей для должностных лиц и ИП, и от 110 до 130 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Отсутствие обеспечения сотрудников необходимыми для них средствами индивидуальной защиты в установленном законом порядке влечет за собой штраф от 20 до 30 тыс. рублей для ИП и должностных лиц и от 130 до 150 тыс. рублей – для юридических лиц.
  • Предупреждение или штраф от 2 до 5 тыс. рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 50 до 80 тыс. рублей для юридических лиц, в иных случаях.

Повторное совершение в течение года одного из вышеуказанных правонарушений влечет за собой дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 до 3 лет или штраф от 30 до 40 тыс. рублей. Для индивидуальных предпринимателей наказание может предусматривать до 90 суток приостановления деятельности или аналогичный размер штрафа. Юридические лица обязаны выплатить штраф от 100 до 200 тыс. рублей, или же в отношении них также может быть применено приостановление деятельности сроком в 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

В отдельных случаях за нарушение правил охраны труда может предусматриваться уголовная ответственность. Она налагается исключительно на виновных физических лиц – работодатель, как субъект хозяйствования в данном случае к ней не привлекается. Правовое регулирование данного вопроса обеспечивается преимущественно положениями статьи 143 УК РФ. Она предусматривает наложение следующих наказаний в определенных ситуациях:

  • Если нарушение правил охраны труда повлекло за собой нанесение человеку тяжкого вреда здоровью, то виновный в данном нарушении может быть направлен на исправительные работы на срок до двух лет, обязательные работы сроком от 180 до 240 часов, принудительные работы сроком до года, или лишен свободы на срок до одного года с лишением права занятия соответствующих должностей в течение аналогичного срока. Также, одним из возможных наказаний может являться штраф от 400 до 800 тыс. рублей или 18-месячного заработка.
  • В случае, когда последствием нарушения стала смерть человека, то наказанием будет являться лишение свободы сроком до 4 лет с ограничением права занятия определенных должностей на три года или без такового, либо до 4 лет принудительных работ.
  • При смерти двух и более человек в результате нарушения требований по охране труда, ответственность расширяется вплоть до 5 лет принудительных работ либо же 5 лет лишения свободы с ограничением права на занятие определенных должностей или без него.

Кроме означенных нормативов, УК РФ также может предусматривать отдельные наказания за нарушение требований охраны труда на режимных объектах – атомных электростанциях, стратегических предприятиях и в иных подобных местах.